Рейтинг@Mail.ru 

Театр имени В. Ф. Комиссаржевской

Санкт-Петербургский государственный академический драматический театр имени В. Ф. Комиссаржевской В центре Петербурга, на прилегающей к площади Искусств Итальянской улице, в окружении Русского музея и Филармонии, театра Комедии и Михайловского замка, - расположился Государственный академический драматический театр им. В. Ф. Комиссаржевской. Судьба его уникальна и хранит отпечаток бурных эпох последних ста пятидесяти лет. Рожденный в дни блокады театр близок по духу Петербургу, - единственному в мировой истории городу, построенному в ходе Северной войны.

Необычна история здания театра, в котором он находится. Это знаменитый «Пассаж». В 1848 году по уникальному проекту архитектора Р.А. Желязевича Невский проспект был соединен с Итальянской улицей крытой стеклом трехъярусной галереей, где разместились магазины и кондитерские, кабинет восковых фигур, «механический и анатомический театр», «живые картины» в верхних этажах, ресторан в подвале и большой зрительный зал. С той поры петербуржцы не зависели от скверной балтийской погоды и любовно называли Пассаж «гостиной, где сходятся знакомые».

Здесь, в 1860-х годах в театральном зале устраивались лекции и проводились литературно-драматические вечера, где выступали великие писатели А. Островский, Н. Некрасов, И. Тургенев, Я. Полонский, А. Писемский, а также университетские профессора истории. В театральном зале любительские труппы играли спектакли. В одной из постановок комедии А. Н. Островского «Свои люди - сочтемся» принимал участие сам автор. В 1900 году Пассаж был перестроен, но театральный зал в целом сохранил свою первозданность. Лишь вход в театр и кассовый вестибюль подверглись реконструкции: прежде зрители попадали в него из торгового зала «Пассажа». История театрального зала освящена именем великой драматической актрисы Веры Федоровны Комиссаржевской. Покинув казенную, императорскую сцену Александринского театра, она открыла собственный Драматический театр, на сцене которого сыграла современных героинь из пьес Г. Ибсена, М. Горького, «знаньевцев» Е. Чирикова и С. Найденова, Г. Гауптмана, А. Чехова. В состав дирекции вошли режиссеры школы МХТ Н. Попов, И. Тихомиров, позже Н. Арбатов, актер К. Бравич, Н. Красов.. 15 сентября 1904 года театр открылся спектаклем «Уриэль Акоста» К. Гуцкова с Павлом Самойловым в главной роли. А уже через два дня состоялась премьера «Кукольного дома» Г. Ибсена. В главной роли выступила сама Комиссаржевская.

«Когда поднялся занавес, случилось то, что бывало почти всегда, когда Комиссаржевская выступала в Петербурге после долгого отсутствия. Из лож полетели на сцену цветы – море белых астр и пурпурных гвоздик, - аплодисменты не смолкали несколько минут, нарастая и нарастая. Вера Федоровна стояла счастливая, с лучезарной улыбкой, бездонными от радости глазами» (В.В.Носова).

Опаленная бурной эпохой великая актриса строила «театр свободного актера, театр духа». Газеты называли ее театр в Пассаже соперником МХТ.

Действительно, легендарная премьера 10 ноября 1904 года горьковских «Дачников» (Комиссаржевская - Соня), расколовшая зрительный зал, осталась в истории феноменальным случаем. На спектакле казалось, что стерлись границы между жизнью и искусством. А талант Комиссаржевской приобрел публицистическую направленность и душевную молодость. Театр революционных бурь не мог избежать страстности звучания. Бунтарские идеи утверждали право молодости на риск и подвиг. Как в волшебном зеркале, зал увидел себя – и ужаснулся. Для самой Комиссаржевской первые два сезона существования ее театр были временем редкой цельности устремлений и их воплощения на большой, влюбленной в нее, аудитории и точной исторической перспективой.

Эти два сезона Театр Комиссаржевской оказались столь значимы в развитии всего русского театра, что рожденный уже в новое время Драматический театр стал носить имя великой актрисы (с 1959г.). 

В кулисах театра смешались многие художественные события, но память обо всех работавших на этой сцене актерах и режиссерах бережно хранится и поныне.

Здесь давали концерты симфонической и камерной музыки, в том числе, знаменитые «Беляевские концерты». Беляевский кружок возглавлял Н. А. Римский–Корсаков. 27 марта 1905 г. на сцене Пассажа студенты Консерватории впервые исполнили запрещенную цензурой оперу «Кащей Бессмертный». Проект помогла осуществить В. Ф. Комиссаржевская, дирижировал А. К. Глазунов.

После того, как театр Комиссаржевской переехал на Офицерскую улицу, театральный зал Пассажа не пустовал.

В 1908-1912 годах гастролировала московская труппа с веселым жанром фарса, легкой комедии, обозрений Симона Сабурова.

Зимой 1912г. венгерский композитор Ф. Легар впервые посетил Петербург. Примадонна и директор опереточной труппы В. И. Пионтковская пригласила автора дирижировать премьерой оперетты «Ева».

«Неунывающая оперетта еще долго пела, плясала, чаровала гостей Пассажа. Показывали свои постановки петербургские, московские, даже венские, опереточные труппы. Сюда охотно приезжали европейские звезды. Давались и комедийные обозрения. В одном из них под названием «Курьезное происшествие в Пассаже» - оно имело большой успех – замечательный артист Николай Монахов вышел на сцену, одетый и загримированный … Анастасией Вяльцевой, и блестяще имитировал ее пение. А не менее знаменитый опереточный артист Михаил Вавич мастерски изображал Шаляпина» (Ю. Алянский).

С осени 1913г. театр С. Ф. Сабурова надолго утвердился на сцене Пассажа, уже как постоянный петербургский театр, с премьершей Еленой Грановской и ее партнером по сцене С. Надеждиным, (с 1925 по 1929гг. художественным руководителем и ведущим актером ленинградского театра «Комедия»).

Блистательная актриса Елена Грановская - «русская Режан» - тонко соединила в ролях «легкого жанра» и французский шарм, и дух русской театральной школы. Редко, кому удавалось играть фарс, как психологическую драму, сохраняя очаровательную гривуазность стиля. «Пойдите и умрите у ног этой актрисы» - после премьеры «Пигмалиона» написал критик Старк.

В 1914г. на сцене «Пассажа» проходили гастроли Московской “Летучей мыши”. А в его подвале в 1916-1917гг. работало кабаре К. Марджанова «Би-ба-бо».

Сабуровская антреприза в 1925г. была переименована в Театр «Комедия» Степана Надеждина и просуществовала до 1929 (частные театры был упразднены в 1929г.)

Сезон 1930/1931 на сцене «Пассажа» работал Государственный Украинский театр «Жовтень».

С 1 марта 1932 г. стал филиалом Госдрамы, где играли свой репертуар ученики Л.С. Вивьена, вышедшие из Театра актерского мастерства.

С осени 1933г. открывается Малая сцена Госдрамы под руководством Л. Вивьена, где пробовали себя в режиссуре Н. Бромлей, Н. Рашевская, Н. Симонов, В. Кожич.

В 1936г. театральный зал получает Театр-студия Сергея Радлова (переехал из Театра на Троицкой). Открывал театр (1 сентября 1936г.) программным спектаклем «Отелло» В. Шекспира (Отелло – Георгий Еремеев, Б. Смирнов). В труппе работали актеры Георгий Еремеев, Константин Злобин, Варвара Сошальская, Петр Антоневич, Тамара Якобсон, Борис Смирнов, Сергей Федоров. Поиск «оптимистической драмы» - через смерть к новой жизни – была сверхзадачей театра. В репертуар вошли спектакли «Как закалялась сталь» Н. Островского (Корчагин - Б. Смирнов,1937), «Маленькие трагедии», «Гамлет» (15.05.1938, Гамлет – Дмитрий Дудников, затем Борис Смирнов).

С 3 мая 1939г. по январь 1942г. переименован в Театр им. Ленинградского Совета.

Поставлены спектакли: «Ромео и Джульетта», «Бесприданница» (Лариса – Тамара Якобсон, Паратов – Борис Смирнов, Робинзон – Константин Гибшман), «Идеальный муж» О. Уайлда (1940), «Адмирал Нахимов» И. Луковского (1941). С начала войны бригады актеров выезжали на фронт. А на сцене готовились новые спектакли: комедия В. Дыховичного «Свадебное путешествие» (12 октября 1941), «Эмилия Галотти» (Галотти – Т. Якобсон, Гонзаго – Н. Крюков, 17 октября 1941). 3 декабря 1941г. состоялась последняя премьера - «Дама с камелиями» (перевод А. Радловой, Готье – Т. Якобсон). Однажды воздушная тревога прервала спектакль «Отелло». Зрители спустились в бомбоубежище, а актеры в костюмах с горностаевой оторочкой на крыше «Пассажа» тушили зажигательные бомбы. Электроэнергия была до середины января 1942. Театр проработал до конца месяца. В марте труппа была эвакуирована.

18 октября 1942 г., в самое суровое время блокады, спектаклем по пьесе К. Симонова «Русские люди» в Ленинграде открылся новый театр – «Городской», труппу которого составили артисты Радиокомитета, Театра драмы им. Пушкина М. Петрова, М. Павликов, В. Стрешнева, А. Янкевский, П. Курзнер, М. Домашева, П. Андриевский, В. Ярмагаев, К. Миронов, Н. Левицкий, режиссеры И. Горин, И. Зонне. Театр возглавил С. Морщихин. В труппу вошли, артисты. Позже труппа пополнилась актерами Нового ТЮЗа и агитвзвода Дома Красной Армии. Пришли артисты В. Честноков и А. Соколов.

Театр укреплял в человеке силу духа, помогал выжить. Ленинградцы называли его Блокадным. 

«Поднялся занавес. На сцене – русские люди. Они же – в переполненном зрительном зале – в шинелях, матросских бушлатах, в рабочих спецовках и ватниках. Ленинградцы воспринимают пьесу «Русские люди» К. Симонова как живую быль, как повесть об их собственных мыслях и чувствах». («Известия»). 

Осенью 1944 г. театр переехал в «Пассаж» и стал называться Ленинградским драматическим.

После войны театр утратил исключительность. Мирное время диктовало иные задачи. Художественный лидер пришел не сразу. И хотя на этой сцене ставили спектакли такие режиссеры, как В. Кожич, Е. Гаккель, Б. Зон, Р. Сирота, П. Вейсбрем, И. Ольшвангер, театр не имел цельной художественной программы. Удачи были единичными - от спектаклю к спектаклю, от режиссера к режиссеру, - «Женитьба Белугина» А. Островского, «Нахлебник» И. Тургенева, «Три сестры» А.Чехова. Шумным успехом пользовался спектакль 1948г. В. Кожича «Дон Сезар де Базан» с Владимиром Честноковым в главной роли. Сказывался героический ген театра. В 50-60-е годы в театре работали режиссеры В. Андрушкевич («Дон Хиль Зеленые штаны» Тирсо де Молины, совместно с З. Корогодским; «Чудак» Н. Хикмета, совместно Р. Сиротой), М. Сулимов («Иду на грозу» Д. Гранина, «Дети солнца» М. Горького, «Еще не вечер» В. Пановой.

Здесь начинали молодые режиссеры А. Белинский («Миллионерша» Б. Шоу), И. Владимиров («Время любить» Б. Ласкина). Становились актерами молодые Эмилия Попова, Алиса Фрейндлих, Игорь Дмитриев. Здесь блистали любимцы кино Иван Дмитриев и Галина Короткевич. Ставились хорошие авторы, в том числе, и молодые – А. Галич, Д. Гранин, И. Дворецкий, Э. Брагинский, Л. Зорин. Работали художники В. Рындин, А. Босулаев, М. Григорьев, Д. Лидер, О. Целков и др. Однако до театра-дома, с его семейным теплом и патриархом во главе, было еще далеко. Реализовал идею Рубен Сергеевич Агамирзян. В 1966 г. в театр пришел художественный лидер.

На протяжении 25 лет театром руководил ученик Л. Вивьена Рубен Сергеевич Агамирзян (1912-1991), народный артист СССР, Лауреат Государственной Премии, профессор. Знаменитая постановка трилогии А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович», «Смерть Иоанна Грозного» и «Царь Борис» стала таким же символом театра, как «Чайка» МХАТа. Именно в этот период театр обрел творческое лицо, определил свой уникальный путь в искусстве.

Агамирзян терпеливо выращивал цельный театральный организм, объединив в труппе актеров разных поколений, обновляя их новой кровью своих воспитанников по Театральной Академии, (тогда ЛГИТМиКа), укрепляя молодость духа и нравственное здоровье коллектива.

Выстраивался новый репертуар, в котором ставка делалась на новую отечественную драму во всем разнообразии ее многонационального потока. На афише были имена Ч. Айтматова, Ф. Искандера, В. Быкова, Н. Думбадзе, И. Друцэ. На этой сцене состоялся дебют драматурга Г. Горина, спектакль «…забыть Герострата!». Театр в прозе обыкновенной жизни – «с ее земными красками, вкусом и запахами», всегда искал поэзию. Романтический пафос – черта времени, и она придавала звучанию любого спектакля возвышенность. Агамирзян чутко улавливал малейший толчок в тектонических слоях общества. Социальный пафос его постановок всегда был точным и своевременным. За 28 лет жизни театра из 134 постановок 35 – классического репертуара, причем 11 – пьесы А. Островского. Современная тема на этой сцене была традиционно приоритетной.

Демократичный лозунг Агамирзяна «Зритель всегда прав» подразумевал готовность театра учитывать разные уровни художественного сознания современника. Театр «гремел» по всей стране своими новаторскими, остро публицистическими постановками современных пьес. Ответы на вопросы жизни искал в уроках истории. Это были постановки пьес Г. Горина и, конечно, пьесы Михаила Шатрова – «Большевики», «Синие кони на красной траве».

Сценограмма театра всегда точно показывала изменения в жизни человека, это и было необходимо зрителю. 

Театр хранит актерскую преемственность, и, приходя в труппу театра, молодежь оказывается в атмосфере доброжелательности, творческой активности и юмора. Многие актеры театра хорошо известны российскому зрителю. Это народные артисты России Галина Короткевич, Станислав Ландграф, Борис Соколов, заслуженные артисты Ефим Каменецкий, Валентина Панина, Георгий Корольчук, Наталья Данилова, Наталья Орлова, Наталья Четверикова, Анатолий Горин и др. Молодых актеров знают по работам в кино и на телевидении.

За одиннадцать лет после перестройки жизнь изменилась до неузнаваемости, и в театре, как в зеркале, отразились настроения социума. В новое время изменилось даже понятие стабильности, которую, помимо «денег и славы», с лихвой имел Театр им. В. Ф. Комиссаржевской в советские годы.

Каковы театральные составляющие зрительского успеха сегодня? Какая жанровая интонация сегодня близка театральному зрителю? В чем преимущество театроведа на посту художественного руководителя театра? Эти вопросы не раз задавали журналисты нынешнему художественному руководителю Санкт-Петербургского государственного академического драматического театра им. В. Ф. Комиссаржевской и секретарю СТД России Виктору Новикову. 

Вот уже одиннадцать лет руководит он этим театром, проработав зав литом в эпоху Р. Агамирзяна.

«Наша традиция в сочетании, казалось бы, трудносочетаемого: новаторства дореволюционной труппы и военной, патриотической темы, идущей с блокадных времен. Театр всегда выполнял свою гражданскую миссию, активно занимаясь военно-шефской работой: к нам до сих пор бесплатно ходят блокадники, курсанты, солдаты срочной службы.

Я очень люблю свой театр. Дорожу той атмосферой, которая существует внутри него, и стараюсь ее поддерживать. Спектакль может быть любым: хорошим или плохим, но исключительно важно сохранять этические нормы. В этих стенах любому работнику театра должно быть хорошо, уютно, спокойно.

Залог успеха театра - в доверии зрителя. Его можно подорвать очень быстро. Но у нас есть своя публика, в основном, это студенчество и техническая интеллигенция, которые сюда традиционно ходят. Выбирая драматурга, режиссера, художника мы стараемся зрителя не обмануть. Вообще, выдающихся постановщиков можно перечислить по пальцам одной руки, но у любого профессионального режиссера может получиться замечательный спектакль. У него не будет своей системы, как, например, у Льва Додина, одного из лучших мировых режиссеров, но это уже другая тема. Зато выдающихся театральных художников сегодня значительно больше, чем режиссеров, и поэтому многие спектакли часто придумывают они, а режиссерам остается воплотить их замысел. Содружество талантливых режиссеров и художников приносит результат.

Понятие «театр-дом» со временем разрушается, и как этот процесс остановить - не известно. Я уверен: пока мы вместе, пока к нам приходит публика, мы сильны. Но ниже уровня допустимого компромисса опускаться нельзя. В Петербурге много хороших талантливых режиссеров. Но почти все любят малое пространство, а нам надо решать проблемы большой сцены. И по определению я не могу себе позволить пустого зала. При виде пустого зала мне становится физически плохо. Сейчас и мы открыли малую сцену. Маленький репетиционный зальчик на 55 мест. Вот там - только творческий интерес, эксперимент. Никаких коммерческих претензий - только творческий интерес. Но для большой сцены необходим коммерческий успех, ибо это синоним успеха зрительского. Для нас важен, прежде всего, зритель, а не критика.

Театр открыт идеям, поэтому так много здесь ставят спектакли молодые режиссеры. Приглашение на постановки разных режиссеров придает внутреннюю подвижность творческому коллективу, является гарантом художественной новизны. Этого требует время. 

Гастроли, бесспорно, расширяют художественный кругозор творческого коллектива. За последние годы театр побывал в Македонии, Монголии, Израиле, Польше, Словении, Словакии, Германии и т.д.

Несмотря на трудные времена для любого государственного репертуарного театра, театр выпускает за сезон четыре спектакля. Нам очень важно, чтобы и зритель, и создатели спектакля получали радость от соприкосновения с литературным материалом. Одно из ярких подтверждений тому - спектакль Александра Морфова «Буря», ставший для петербургского зрителя культовым явлением. Не случайно пресса писала, что «притягательная карнавальная легкость «Бури» сродни таинственному, магическому языку театра, в котором также возможно взаимопроникновение реального и выдуманного, комического и трагического». И вполне закономерно, что спектакль стал лауреатом высшей Национальной премии России «Золотая маска»- 2000. Ни об одном нашем спектакле не было написано столько статей, кроме, пожалуй, «Дамы с камелиями» и «Самоубийства влюбленных на острове небесных сетей». 

Другой пример востребованного спектакля - «Утоли моя печали…» петербургского автора Сергея Буранова. Пьеса про нашу жизнь, понятные всем проблемы, но без осуждения, жалоб, а с интонацией, как в строчках Наума Коржавина:

«Ни к чему, ни к чему полуночные бденья и мечты, что проснешься в каком-нибудь веке ином. Время - время дано - это не подлежит обсужденью. Подлежишь обсуждению ты, разместившийся в нем». 

Сегодня жанровый спектр нашего репертуара многообразен. Мы за все краски мира, кроме черной. Поэтому вы не найдете на афише театра агрессивных пьес. Лирические комедии и драмы, трагикомедии, есть даже «комедия в тапочках», - только не безысходно-жестокие».

Адрес: ул. Итальянская, 19