Рейтинг@Mail.ru 

Государственная Академическая Капелла

Государственная Академическая Капелла занимает особое место в истории культуры России. Это первое музыкально-профессиональное учреждение России. В различное время здесь работали Бортнянский, Глинка, Львов, Балакерев, Римский-Корсаков, Лядов, Аренский и другие русские композиторы, благородными усилиями и выдающимися достижениями которых были проложены пути развития русской музыки как искусства глубоко национального, самобытного по духу и языку. Именно здесь, в прославленной Капелле, звучали бессмертные творения Чайковского, Рахманинова, Бородина, Мусорского, Глазунова, Шостаковича, Прокофьева, Свиридова...

Это первое музыкально-профессиональное учреждение , объединяющее концертную, музыкально-просветительскую и учебную деятельность. Капелла являет собой замечательный синтез хора, симфонического оркестра, учебного заведения и великолепного зала с органом, что позволяет осуществлять грандиозные творческие замыслы.

Известный композитор Гектор Берлиоз, посетивший Санкт-Петербургскую Капеллу писал: "Эта Капелла лучше всех существующих и, может быть, когда-то существовавших подобных учреждений в Европе". Действительно, в конце 19- начало 20 в.в. Капелла становится одним из крупнейших музыкальных центров Европы. Основой на которой сформировалось это замечательное явление отечественной культуры была Певческая Капелла, ведущая свое начало еще с 1479 года. Тогда по указу Великого князя Ивана III в Москве был учрежден хор государевых певчих дьяков, ставший колыбелью русского хорового искусства. В эпоху Петра I хоровое пение было неотъемлемой частью придворной культуры. Любое дело начиналось с общего молитвенного пения. Во всех походах, в дни торжеств и будни Петра I сопровождали "Певчие дома его Величества" - так именуются в документах начала века государевы певчие дьяки. Царь оказывал большое внимание своей певческой братии. Много времени проводил в их обществе, заботился об их быте, сам следил за своевременным пополнением творческого состава и нередко принимал участие в пении, исполняя партию баса. Сопровождал Петра I хор и в мае 1703 г., когда в устье Невы были положены первые камни в основание новой столицы русского государства.

Гром орудийных салютов, возвестивших о рождении Санкт-Петербурга, слился в тот день со здравицей во славу новой русской столицы, которую пели 28 придворных певчих. Так начала свою биографию Капелла Санкт-Петербурга.

Высокий исполнительский уровень мастерства, разнообразный репертуар позволяют Певческой Капелле и симфоническому оркестру Капеллы много и усиленно гастролировать. Искусству Капеллы рукоплескали почти во всех странах Европы, Японии, Корее. В последние годы усиленно осуществляется возрождение Капеллы как одного из центров европейской музыкальной культуры.

На сцене Концертного зала Капеллы выступают выдающиеся инструменталисты, певцы, дирижеры современности. Орган Капеллы по праву считается из лучших в Европе и привлекает лучших органистов мира. В Капелле проводятся Международные музыкальные фестивали, многие из которых стали традиционными: "Фестиваль органной музыки", "Шубертиады", "Невские хоровые ассамблеи", "Финно-российский музыкальный фестиваль", "Просто друзья" и другие. С каждым годом все большее количество музыкальных коллективов и солистов принимают в них участие.

В 2003 году Капелла Санкт-Петербурга отпраздновала свое 300-летие. Прожита долгая, интересная, полезная жизнь. Ее история - это история российского музыкального искусства. Ее настоящее устремлено к максимальной реализации богатейших творческих ресурсов, уверенному претворению своих творческих намерений. История Капеллы, по сути, есть история зарождения, становления и развития отечественной музыкальной культуры. Вот уже около трех столетий, Капелла, отражая и в значительной степени формируя лицо русско-европейского Петербурга, оказывает огромное влияние на пути развития русской музыки.

И сегодня, в конце XX века, руководимая Народным артистом, Лауреатом Государстве нных премий, профессором В.А. Чернушенко, Капелла продолжает нести высокие традиции и славу русской музыкальной культуры, максимально реализовывая богатейшие творческие планы.